Военная драма Сергея Урсуляка, которая рассказывает реальную историю спасения более 200 евреев партизанским отрядом Николая Киселёва в 1942 году, начинается в доме большой многодетной еврейской семьи Таль. Мать и отец семейства (Чулпан Хаматова и Константин Хабенский) под покровом ночи решают, кого из своих многочисленных детей попытаться спасти и отправить из городка, где вот-вот будут немцы, в милость которых никто давно не верит. После мучительных раздумий выбирают самых «живучих» – 17-летнего Моше (Марк Эйдельштейн) и Мириам (Кэти Солвэй), которой 10.
Отец вручает Моше золотую астролябию – астрономический прибор, который хранился в семье веков пять и который создатели картины явно хотели сделать многозначительным символом истории о пути к выживанию. С помощью этого предмета авторы фильма постоянно пытаются, иногда как-то малоправдоподобно, связать сюжетные линии. А их здесь много.
Фильм построен на переплетении ратных подвигов партизанского отряда Николая Киселёва (Александр Яценко), получившего приказ вывести более 200 советских евреев за линию фронта, военной истории Моше Таля (до и после знакомства с героем Яценко) и отрывков из жизни состарившегося Моше, который доживает век в одиночестве и, кажется, совершенно не благодарен ни партизанам, спасшим ему жизнь, ни судьбе за это чудо.
Вообще, к сценарию много вопросов. В фильме достаточно брошенных героев. Одними из первых мы теряем как раз родителей Моше, с которых начинается картина. Они пропадают из повествования, как только двое детей закрывают за собой дверь, хотя по впечатлениям Моше с раненой сестрой ещё пару недель скрываются по подворотням в том же городе.
Не обошлось здесь и без штампов. Есть они в изображении евреев, есть и в образе главного злодея, выглядящего скорее как карикатура, а не живой человек. Немецкий гауптштурмфюрер (Дитмар Кениг), как одержимый, охотится на евреев по всей Белоруссии. Он постоянно кривляется, смеётся сумасшедшим смехом и не упускает возможности сделать фото, испытывая особую страсть к фотографированию только что им убитых людей.
И всё-таки картина держит внимание, а учитывая, что хронометраж фильма почти 2,5 – это большое достижение. Здесь много ярких драматичных сцен, которые бьют в цель и выбивают слезу, какие-то более удачно, какие-то менее. Враги и друзья здесь определяются не по национальному признаку: прекрасная еврейка ради собственной жизни отправляет на смерть соплеменников десятками, простые же белорусские старики, несмотря на смертельную опасность, их укрывают, а урождённая гражданка Германии под дулом немецкого автомата говорит, что не немка, а еврейка, как её муж и дети.
Есть в картине и комичные эпизоды, дающие возможность чуть выдохнуть. За юмор прекрасно отвечает герой Сергея Маковецкого. Его дед еврей на костыле постоянно сыплет остроты из разряда: «Я из всего умею стрелять, товарищ командир, вы только покажите как!»
Запоминающийся герой получился и у Евгения Ткачука. На плечи его очень живого карточного шулера по кличке Ферзь ложится главная романтическая линия в фильме. По сюжету он влюбляется в прекрасную еврейскую девушку в исполнении дебютантки Марии Золотухиной. От внучки Валерия Золотухина с её пронзительным взглядом исподлобья, невозможно отвести взгляд.
Но самое завораживающее впечатление всё-таки производит игра Александра Яценко. Он украшение любого фильма и здесь кажется на своём месте больше, чем кто бы то ни было. Его Николай Киселёв – это не ещё один патетический представитель плеяды героев Великой Отечественной войны или библейский проводник в земли обетованные. Он какой-то совершенно обычный, такой тихий и без лишней суеты. Ему жалко евреев, которых он случайно спас, выполняя боевое задание с отрядом. Но он не спешит геройствовать. Бухгалтер по профессии, Киселёв привык просчитывать исходы событий. Эти старики, женщины и дети – обуза для его отряда, возиться с ними нет времени. Спасать он их решается только после приказа вышестоящих командиров, и дальше выполняет этот приказ со всей офицерской доблестью, математической точностью и человеческой добротой. Он душа истории, ради которой фильм точно заслуживает просмотра.